Здание музея в XIX векеНациональный музей Республики Татарстан – один из старейших музеев России, он был основан как Казанский городской научно-промышленный музей в 1894 году.

Торжественное открытие музея для публики состоялось 5 апреля 1895 года.

С 5 апреля 1895 года Казанский городской научно-промышленный музей находился в ведении Городской думы. В 1912 году музей был переименован в Казанский городской музей. 7 декабря 1918 года Городской музей был преобразован в Губернский и подчинён подотделу по делам музеев об охране памятников искусства и старины отдела Народного образования Казанского Губернского отдела РСФСР. В 1921 году Казанский Губернский музей был переведён в ведение отдела музеев Академического центра Народного комиссариата просвещения ТАССР и переименован в Центральный музей ТАССР, а 25 октября 1944 года согласно Постановлению Совета Народных Комиссаров СССР за № 20405 получил статус Государственного музея. В 1946 году Государственный музей ТАССР поступает в ведение Управления по делам культпросветучреждений при Совете Министров ТАССР. В 1953 году Государственный музей ТАССР поступает в ведение Министерства культуры ТАССР. В 1981 году музей был преобразован в Государственный объединенный музей ТАССР, а в 2001 году получил статус Национального музея Республики Татарстан, в настоящее время — Государственное бюджетное учреждение культуры «Национальный музей Республики Татарстан, учредителем которого является Министерство культуры Республики Татарстан.

Создателями в Казани, крупном административном, научном и культурном центре России общедоступного городского музея были ученые Императорского Казанского университета: профессора Н.П. Загоскин, А.А. Штукенберг, Н.Ф. Высоцкий, Д.А. Корсаков, казанские краеведы и коллекционеры Л.О. Сиклер, В.И. Заусайлов и другие.

Благое начинание интеллигенции возглавил городской голова С.В. Дьяченко, которому удалось привлечь к организации музея значительные частные пожертвования. Решающее значение имел дар вице-адмирала Российского флота уроженца Казанской губернии И.Ф. Лихачева (1828-1907), благодаря которому город получил обширное собрание его брата, Андрея Федоровича – крупного коллекционера и исследователя в области археологии и восточной нумизматики.
Еще один решающий щедрый дар городу – пятьсот тысяч рублей на покупку здания под музей – был пожертвован известной казанской благотворительницей Ольгой Сергеевной Александровой — Гейнс.

О.С. Александрова-Гейнс

О.С. Александрова-Гейнс. Портрет работы И.Репина(из фондов Государственного музея изобраиительных искусств РТ)
p_6

Экспозиции заняли при открытии музея часть здания Гостиного двора. Великолепный архитектурный памятник был построен в 1800 – 1815 гг. в классическом стиле, с величественной колоннадой (архитектор Ф. Емельянов), утерянной после пожара в 1840-е гг. К 1895 году специально для музея были реконструированы помещения и фасад здания при сохранении системы старинных сводчатых перекрытий и анфилады (архитектор И. Колмаков). Парадный вход был пышно декорирован скульптурой и лепниной. Само месторасположение подтверждало общественную значимость музея – в древнейшей части Казани, на площади против стен кремля и здания Городской думы (ныне – здание администрации г. Казани).

Основу музейного собрания составили 40-тысячная коллекция казанского коллекционера и ученого Андрея Фёдоровича Лихачёва (1832-90) и экспонаты Казанской научно-промышленной выставки 1890 года.

Замечательной эпохой в формировании коллекции и всей деятельности музея стали 1920-е годы, когда в музей пришло новое, более молодое поколение специалистов, многие из которых стали крупными музейными деятелями. Среди них – профессор Б.Ф. Адлер, П.М. Дульский и П.Е. Корнилов – создатели художественного отдела, Н.Ф. Калинин – историк и археолог, К.С. и М.С. Губайдуллины, Н.И. Воробьев – создатели этнографического отдела и др. В эти годы здесь издавался первый, единственный тогда в России, музейный журнал «Казанский музейный вестник». С журналом сотрудничали такие крупные ученые и деятели культуры как академик С. Ольденбург, Ю. Бахрушин, И. Грабарь и др. В те годы директором музея был выдающийся музейный деятель с мировым именем Б. Ф. Адлер, который превратил музей в крупнейший музейный центр молодой Советской России.

1920-е годы стали и «золотым» периодом пополнения фондов Казанского музея — результат целенаправленной деятельности его сотрудников, их понимания сложившейся ситуации. В музей поступали предметы «дворянского мира» – от представителей этого упраздненного сословия, из покинутых особняков и усадеб – проданные, брошенные или реквизированные вещи, разрозненные или представляющие фрагменты семейных собраний: произведения изобразительного искуства, изделия из фарфора, бисера и т.п. Музейное собрание пополнилось и ценной церковной коллекцией из ризниц казанских монастырей и Благовещенского кафедрального собора: памятники древнерусского лицевого и орнаментального шитья XVI – XVIII вв. (облачения казанских архиепископов и митрополитов, покровы на священные сосуды, пелены к иконам и пр.), которые вопреки новой власти бережно были собраны музейщиками и с риском для жизни сохранены в запасниках.

Вид на музей
Торговые лавки
Торговые лавки

В этот период поступили и коллекции казанских музеев. Среди них – очень ценные предметы университетских музеев Отечествоведения, Общества археологии, истории и этнографии и др.), а также обширная коллекция историко-этнографического музея Казанской духовной академии. Ее материалы в основном были собраны профессором Н.Ф. Катановым и включали предметы быта и религиозных обрядов язычества, буддизма, ислама и православия многих народов России, преимущественно восточных и тюркских. Были переданы также собрание церковно-археологического музея при Казанской епархии, коллекции Педагогического музея, музея Первой мужской гимназии, Музея народов Востока (был создан в 1920 году, но вскоре расформирован), Кустарного музея Казанского губернского земства, музея Тaтсeлькредитпромсоюза и др. Ярким явлением стало поступление в музейное собрание нескольких личных коллекций. Благодаря усилиям Б.Ф. Адлера была возвращена в Казань часть коллекции Л.О. Сиклера, включавшая ценнейшие памятники татарской культуры; приобретены интересные археологические и этнографические мaтeриалы из коллекции профессора Н.Ф. Высоцкого.

С середины 1920-x гг. сам музей начинает активную собирательскую деятельность в области археологического и этнографического изучения края. В систематическом формировании этнографического собрания акцент был сделан на материалах, отражающих культуру и быт татарского народа. Многочисленные экспедиции, в том числе с участием центральных и местных научных учреждений, давали плодотворные результаты в виде собранных коллекций. Особое значение для сбора разнообразного поистине бесценного этнографического материала имели экспедиции самого музея, организованные этнографом профессором Н.И. Воробьевым.

Однако к началу 1930-х годов в результате жесткого идеологического давления почти все представители замечательной плеяды музейных деятелей покинули музей.
Новый подъем, уже совсем иной по направлению формирования музейного собрания, начался в конце 1930-х гг., во многом он был связан с приходом В.М. Дьяконова, ставшего на несколько десятилетий директором Государственного музея ТАССР, который сам вел активную поисковую собирательскую работу среди населения.

Директор Госмузея в 1941-1977 годы Владимир Михайлович Дьяконов внес огромный вклад в развитие музея. Это — выдающийся музейный деятель, награждение директора музея орденом Октябрьской Революции, присвоение ему званий Заслуженный работник культуры ТАССР и РСФСР свидетельствовало о признании государством не только его заслуг, но и заслуг возглавляемого им музея.

Возродились систематические археологические и этнографические исследования. С 1938 года музей стал одним из участников объединенной Куйбышевской экспедиции, в которой принимали участие Институт материальной культуры АН СССР и Государственный Исторический музей (Москва), ведущим научным центром по изучению археологических памятников республики. Благодаря экспедиционной деятельности Н.Ф. Калинина, А.М. Ефимовой, О.С. Хованской археологический фонд пополнился ценнейшими материалами по городской культуре эпохи средневековья.
С большой активностью шло комплектование документальных материалов по истории края. Определяющим направлением было формирование коллекций – документальных и вещевых – по советскому периоду истории. Ценность музейного собрания составили многочисленные биографические комплексы современников.

Плодотворным и быстро развивающимся направлением с 1950-х гг. стало формирование коллекций, представляющих историю духовной культуры, литературы и искусства татарского народа. Особенно следует отметить значение строительства новых музеев, которые по поручению правительства создавались в республике силами сотрудников Государственного объединенного музея ТАССР во главе с Л.Г. Валеевой, когда одновременно шло комплектование личных коллекций Г. Тукая, Мусы Джалиля, Салиха Сайдашева, Назиба Жиганова и других выдающихся деятелей культуры.

Большие испытания коллективу музея принес 1987 год, когда произошел пожар в одном из учреждений, находящихся в одном здании с музеем. Героические усилия музейщиков и жителей города спасли экспонаты музея от гибели, ни один музейный предмет не пострадал.

В течение многих лет у музея не было постоянной экспозиции, однако сотрудники музея во главе с генеральным директором Г.С. Мухановым нашли новые формы работы: за это время были созданы сотни выставок как в здании музея, так и в различных учреждениях Казани и республики. Выставочная деятельность музея перешагнула тогда границы Татарстана, выдающейся заслугой всего коллектива музея стала проходившая в 1999 году в Москве выставка «Сокровища музеев Татарстана» в Государственном историческом музее на Красной площади.

Другой формой работы стала деятельность по методическому руководству работой филиалов объединения. Роль координирующего методического центра для музеев региона НМ РТ стал играть ещё в 1920-е годы. В последующие десятилетия она стала ещё более возрастать. В 1981 году краеведческие музеи республики были централизованы на базе Государственного музея ТАССР и его филиалов и преобразованы в Государственный объединённый музей ТАССР, который стал головным в объединении.

Крупным успехом музейщиков являются созданные тогда в районах новые музеи: в Арске, Буинске, Бавлах, Бугульме и т.д. В 1999 году усилиями музейных сотрудников ГОМ РТ был открыт музей Гаяза Исхаки в Чистопольском районе (д. Яуширма), единственный в мире музей этого выдающегося деятеля татарской культуры.

Важным направлением музейной деятельности в эти годы оставалось комплектование музейного фонда. За последнее десятилетие ХХ века музейные фонды продолжали активно пополняться, несмотря на социальные преобразования, охватившие страну. Очевидным импульсом для комплектования стало празднование 100-летнего юбилея музея в 1995 году, когда по инициативе директора музея Г.С. Муханова зародилась традиция проведения «Дней дарения», и собрание музея пополняли жители Казани, а также предприятия и организации Республики.

С 23 марта 2001 года ГОМ РТ получил статус Национального музея Республики Татарстан. В состав НМ РТ в 2006 году формально входили 85 музеев республики (включая головной музей).
Национальный музей Республики Татарстан сегодня преобразился, теперь он принимает посетителей практически как открывшийся музей. Уже введены в строй разделы постоянной экспозиции «Древняя история Татарстана», «Казанская губерния в XVIII веке» и две особые кладовые: «Товарно-денежные отношения в средние века» и «Татарские ювелирные украшения». Идет работа над одним из самых ярких и интересных разделов экспозиции «Средневековая история: эпоха Волжской Болгарии, Золотой Орды и Казанского ханства». В ближайших планах – завершение исторической части экспозиции, создание эколого-этнографического экспозиционного комплекса с показом богатейших таксидермических и этнографических собраний музея.

Согласно Программе развития музея в центре Казани будет создан не имеющий аналогов в России музейный методический, научно-исследовательский и информационный центр со стройной системой фондохранилищ, экспозиций, реставрационных и художественных мастерских, музейно-педагогических и культурно-образовательных комплексов, музейных интернет и визит-центров.

Директора музея

Борисов М.И.
1930-1933 гг.

Ахметшин Л.А.
1934-1935 гг.

Республиканец Г.Н.
1935-1937 гг.

Вахламов Г.Б.
1937-1941 гг.

Вахламов Григорий Борисович